Телефоны для связи:
8 (3452) 46-78-50
8 (3452) 45-62-37

Меня вызвали на «аттестацию» ?!

02 январь 2015, Пятница
1 055
0
Меня вызвали на «аттестацию» ?!
Во многих учреждениях проводят «аттестации», по результатам которой работника признают «несоответствующим» и предлагают уволиться или перейти на другую, как правило, низкооплачиваемую работу.

Насколько законно проведение «аттестации»?

Посмотрим нормы, которые применяет Конституционный суд РФ.

В ч. 1 статьи 37 Конституции России закреплено, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Из статьи 37, во взаимосвязи со статьями 19, ч. 2. (Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от … происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, …) и ст. 32, ч. 4. (Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе) вытекает право граждан на равный доступ к профессиональной трудовой деятельности, что и являются осуществлением трудовых прав.

Регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации (статья 71, ч. "в" Конституции) и осуществляется федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76, ч. 1).
Эти права, согласно ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции, могут быть ограничены только федеральным законом (!).
И это единственная норма, когда Конституция предусматривает решение вопроса только федеральным законом.

Правительство Российской Федерации обеспечивает права и свободы граждан (ст. 114, п/п "е" ч. 1 Конституции) и действует на основании федеральных законов (ч. 1 статья 115 Конституции, ст. 2 и 3 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"). Следовательно, ни оно, ни другие органы исполнительной власти не вправе устанавливать не предусмотренные федеральным законом обязанности, ограничивающие конституционные права и свободы граждан (Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2001 N 15-П "О проверке конституционности пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" в связи с жалобой …").

Органы власти субъекта РФ обязаны руководствоваться федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и не вправе устанавливать ограничения прав и свобод граждан, за исключением случаев, когда такая возможность прямо предусмотрена федеральным законом.

Тем более, такого права нет за органами местного самоуправления.
Поскольку федеральным законом вопросы аттестации работников, чьи должности не относятся к должностям государственной гражданской службы, не урегулированы, то требование прохождения работником аттестации, служащей для ограничения на занятие должности или даже увольнения, противоречит ст. 37 Конституции.
Кроме того, ТК РФ предусматривает именно «увольнение при несоответствии», но никак не перевод на другую должность, даже с согласия аттестуемого.

Государственная дума, декларативно объявив об ограничении конституционных прав на труд (п. 3 ст. 81 ТК РФ - аттестация), не дала определения, что это такое, правовые основы, процессуальные нормы. Также ТК РФ не уполномочивает на подобное регулирование органы исполнительной власти, даже федерального уровня, не говоря о региональных.
Процедура аттестации определена федеральным законодателем лишь для определенных категорий сотрудников ряда ведомств и структур, например – государственных гражданских служащих.

Т.о., при отсутствии федерального закона, ни регион, ни муниципльное образование не вправе вводить ограничения. Так, Конституционный Суд РФ в постановлении от 3 февраля 2009 г. N 2-П определил: «В силу названных конституционных предписаний законодатель субъекта Российской Федерации не вправе выйти за рамки статьи 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и расширить круг предусмотренных ею исключений из общего правила, которым определяется конкурсный порядок поступления на гражданскую службу и замещения должности гражданской службы. Иное не только означало бы - в нарушение статей 71 (пункт "в") и 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации - вторжение законодателя субъекта Российской Федерации в сферу ведения Российской Федерации, но и, по существу, представляло бы собой - в нарушение статей 19 (часть 2), 32 (части 1 и 4) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - снижение законом субъекта Российской Федерации федеральных гарантий права граждан на равный доступ к государственной службе в отдельном субъекте Российской Федерации и тем самым - неравенство в реализации этого права в зависимости от места жительства».

В тоже время Конституционный суд РФ в определении от 5 июня 2014 г. N 1212-О указал: «… субъект Российской Федерации вправе установить для государственных гражданских служащих дополнительные государственные гарантии, в том числе предоставляемые при увольнении с государственной гражданской службы».
Следовательно, действующее в России правовое регулирование предусматривает ограничение прав человека (разд. 2 Конституции) только федеральным законом, тогда как расширение прав в части дополнительных трудовых гарантий возможно субъектом РФ (решением как законодательного, так и исполнительного органа) и органом местного самоуправления.
Т.о., проведение «аттестации» работников учреждений - факт нарушения Конституции РФ.
Законно проведение аттестации государственных и муниципальных служащих (но строго в соответствии с законом и только в определенных в нем границах).

Подпишитесь на обновления, введите e-mail адрес:




Аппарат обкома
Полезные ссылки
Правительство Тюменской области  Администрация города Тюмени  ЦК Профсоюза  Федерация Независимых Профсоюзов России  Солидарность        Международный профсоюзый сайт   Госуслуги  Областной Совет профсоюза