Телефоны для связи:
8 (3452) 46-78-50
8 (3452) 45-62-37

Работа на ЭВМ: мифы и реальность.

15 январь 2018, Понедельник
300
0

Самый «первый» документ по льготам работающим: постановление ГОСКОМ СМ СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, п. 182 «Работники, постоянно работающие на вычислительных машинах, а также оператор вычислительные машин, работающий на машиносчетных станциях» определял дополнительный отпуск (без сокращения рабочего дня).

Однако вычислительные машины – это совсем не то, что в последующем стало называться «персональные ЭВМ». Через 30 лет появился приказ МЗиСР РФ от 16 августа 2004 г. N 83, которым «работа с персональными электронно-вычислительными машинами(ПЭВМ) лиц, профессионально связанных с эксплуатацией ПЭВМ» была отнесена к физическим перегрузкам (только непонятно, ведь никто ЭВМ не таскает и поднимает).

И, все равно, стали со ссылкой на него и постановление (N 387/22-78) обосновывать доплаты 4% (где-то 12%) – в общем, «кто что на месте придумает»:

При этом никто не обращал внимание, что:

- приказ говорит о показаниях и критериях медицинского осмотра, но никак не об оплате (!);

- в постановлении (N 387/22-78) в перечне физических перегрузок никакой ЭВМ (ни по какому параметру) нет;

- доплаты 4-24% предусмотрены исключительно по должностям рабочих, а не служащих;

- гигиеническая классификация труда, утвержденная Минздравом СССР 12.08.1986 N4137-86, утратила силу в связи с изданием Гигиенических критериев оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса N Р 2.2.013-94, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 12.07.1994.

Т.е. ссылаться на постановление N 387/22-78 нельзя уже с 1994г. (!).

До апреля 2014г. подлежало применению "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификации условий труда. Р 2.2.2006-05", утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005, где было определено: «2. Сенсорные нагрузки 2.6. "Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)".Критерий "наблюдение за экранами видеотерминалов" следует применять для характеристики напряженности трудового процесса на всех рабочих местах, которые оборудованы средствами отображения информации как на электронно-лучевых, так и на дискретных (матричных) экранах (дисплеи, видеомодули, видеомониторы, видеотерминалы).»

Но эти результаты также, никакого значения в плане надбавки за «вредность» при работе с ЭВМ (по аттестации рабочего места) не имели.

Это (работа с ЭВМ) было лишь одним из 23 параметров, в сумме дававших класс напряженности труда (и только – без каких-либо льгот).

Часто ссылаются на еще один нормативный акт:

------------------------------------------------------------------

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕот 3 июня 2003 г. N 118

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВСАНПИН 2.2.2/2.4.1340-03

Приложение 7 (рекомендуемое)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПЭВМ

1.5. Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 1 ч.

1.6. При работе с ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 ч), независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов следует увеличивать на 30%.

------------------------------------------------------------------

Однако «Приложение 7 на регистрацию в Минюст РФ не представлялось». Соответственно:

------------------------------------------------------------------

23 мая 1996 года N 763

УКАЗПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ

АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, … не прошедшие государственную регистрацию, … не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

------------------------------------------------------------------

Т.о., указанные нормы СаНПиНа применению не подлежат.

На основании п. 60 и приложения № 2 к приказу МТиСОЦЗАЩИТЫ Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов …» оценка рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах), по классу условий труда не проводится.

Заключение:

- установление доплаты за работу на ЭВМ действующим законодательством не предусмотрено;

- в плане дополнительного отпуска в размере 6 раб. дней следует, что это право лишь у лиц, работающих на «вычислительных станциях», а не ПЭВМ;

- работа на ПЭВМ относится к безопасным условиям труда.


Подпишитесь на обновления, введите e-mail адрес:




Аппарат обкома
Полезные ссылки
Правительство Тюменской области  Администрация города Тюмени  ЦК Профсоюза  Федерация Независимых Профсоюзов России  Солидарность        Международный профсоюзый сайт   Госуслуги  Областной Совет профсоюза