Что такое UX?UX, или User Experience, - это совокупность ощущений и впечатлений, которые человек получает во время взаимодействия с продуктом. Например, о некоторых веб-сайтах часто говорят, что у них хороший UX. Но что это значит? Безусловно, человек, разрабатывающий такой сайт, думал о его конечном пользователе. Он учитывал, кем является средний пользователь, каковы его привычки и чего он ожидает (чаще всего на основе соответствующих исследований). На основе этого анализа создается продукт, отвечающий потребностям конкретной целевой группы.
Благодаря этому сайт может быть четким и разборчивым. Навигация по нему не представляет ни малейшей проблемы (даже для людей с сенсорными ограничениями) - не вызывает нервозности, усталости или смущения. С другой стороны, он может быть привлекательным и вызывать любопытство.
Что такое UX-аудит?Магазины хотят продавать свою продукцию, университеты хотят побудить потенциальных студентов учиться и воспользоваться образовательным предложением, PR-агентства – убедить их вступить в контакт и сотрудничать.
Существуют количественные инструменты (самый популярный - Яндекс метрика), которые позволяют смотреть на посещаемость сайта. Таким образом можно определить коэффициент конверсии, подсчитать, какой процент пользователей совершил ожидаемое действие. Это позволяет видеть, следуют ли они по пути, который был установлен ранее, и не сталкиваются ли они с трудностями.
Это позволит получить информацию «что» работает не так, как надо. Поэтому уместным дополнением является качественное представление, отвечающее на вопрос «почему». Исследование целевой группы важно, но здесь пригодится экспертный анализ сайта, то есть взгляд на сайт глазами специалиста через соответствующие инструменты.
Не менее часто используется когнитивный анализ, то есть выявление проблемных мест с помощью сценариев, в которых эксперт выдает себя за пользователя и пытается достичь своей цели на сайте. Эти пути можно нарисовать на основе анализа посещаемости сайта, но стоит также проверить тот, который предполагали создатели.
Что дает UX-аудит?Прежде всего - знания и информацию. После аудита станет гораздо понятнее, какие процессы на сайте работают бесперебойно, а какие нужно улучшить. Будет ясно, где допущены ошибки и являются ли они критическими или это мелкие недочеты. Однако анализ веб-сайта не должен останавливаться на достигнутом.
Аудит дает ценные советы о том, на какие элементы следует обратить внимание при исследовании пользователей, которые будут естественным образом демонстрировать свое поведение и рассказывать о своих чувствах при использовании веб-сайта. Только целостный анализ дает полную и всестороннюю картину элементов, требующих коррекции. Не нужно никого убеждать в том, что клиенту важно чувствовать себя комфортно на сайте.